Если же это Ирландия - стоит учитывать следующее
В Ирландии праздник и место его проведения были связаны с богиней Тальтиу, дочерью Маг Мор ("Великой Равнины"). Тальтиу - богиня земли и плодородия, является по разным источникам приемной матерью или сестрой бога Луга, и праздник Лугнасад был учрежден им в ее честь, как погребальный ритуал.
З.Ы. Продолжаем помнить - Луг Солярное божество. Кстати трагизм погребения Тальтиу, будет отчётливо рельефен в случае с идеей "последнего Лугнассада" - Эпохалипсис, смерть друидских богов и наступление эры Единого.
По обрядам - Празднеству предшествовала ритуальная общественная трапеза, на которой присутствовали кушанья из зерен нового урожая - хлеб, каша, обрядовое печенье, первые незерновые плоды. Что с первой жатвой? Как-то отыгрываем? Подумайте хоть о серпах.
Обряды - общекельтские
Изготовление обрядового печенья требовало строгого соблюдения ритуала. Зерна первого сбора мололи вручную, тесто замешивали на шкуре ягненка.
Смысл обряда поедания первых плодов состоял в том, чтобы заручиться благосклонностью духа или божества плодородия, с которыми ранее был заключен договор, исполнение его выражалось в сборе урожая и приношении первых плодов в знак благодарности. Акт поедания первых плодов - сакраментальный акт первого причастия, совершение которого давало возможность без всякого вреда для себя есть плоды нового урожая.
Часть еды от ритуальной трапезы выливали в огонь, часть - в проточную воду, часть зарывали в землю. (!!!) важно. Плоды???
По случаю Лугнасада собирался oénach (общее собрание членов племени), куда стремились попасть все свободные люди. В этот день проводился съезд законоведов и судей, можно было обратиться за справедливостью к королю. На время Лугнасада король племени брал всех участников празднества под свою защиту и проводил пир (отличный от ритуальной трапезы). На oénach зачитывались новые законы, объявлялись вердикты суда, назначались новые должности, отцы представляли королю и общественности своих вступавших во взрослую жизнь сыновей.
На празднике проводилась ярмарка, где можно было обменять или купить нужные товары, продавался скот, изделия, оружие, плоды. На ярмарке заключались соглашения и договоры, в том числе и брачные. Торговля? Ярмарка? - Думайте, нужно ли (Последний Лугнассад - идея, которая может объяснить не стыковки и условности якобы изгнанием)
Проводился среди прочих и один из самых живучих обрядов "Духа Зерна". Объектом обрядовых действий являются последние колосья, с которыми связываются представления о "Духе Зерна". Этот Дух у разных народов и в разных областях олицетворялся как в зооморфных, так и в антропоморфных образах. Это может быть "Хлебный Заяц", "Хлебный Петух", "Перепелка", "Хлебная Матушка", "Полевой Старик", "Ржаная Дева" и так далее.
Но эти колосья внушали людям и страх. Двойственное отношение к последнему снопу, к последним колосьям, а также к лицам, сжинавшим эти колосья, прослеживается на множестве примеров и отражает амбивалентность в представлениях древних земледельцев. Именно поэтому обряды, знаменующие окончание жатвы, включаются в два различных комплекса: в одних ярко выражен страх перед Духом, в других - вера в его живительную силу.
Проводились специальные обряды с последним снопом, обряды срезания последних колосьев, ритуальное возвращение жнецов в деревню с последним снопом, украшенным зеленью, одетым в женское платье и носящем название "невеста", танцы вокруг него. Бытовало отношение к зернам от последнего снопа, как к сакральному средству, способному оказать благоприятное влияние на урожай будущего года.
Урожай?? Жертвы будут? Ибо - Конец жатвы и окончание молотьбы ознаменовывало заклание петуха. Кровь заколотого молодого петуха должна была смочить то место, где был обмолочен последний сноп.
Одним из важнейших элементов культа плодородия были представления о сакральном характере растительного мира и обряды, связанные с этими представлениями. Дерево, зеленая ветвь, цветы и травы - части живой природы. Они выступают в обрядности как символы плодородия, носители животворящих сил природы, а также как обереги и как средства народной медицины.
Помним о локальной специфике - В Шотландии высоко в горах приносились жертвы (закапывали, например, в землю десятую часть собранного в первый день уборки зерна и часть кушанья, приготовленного для общей трапезы), после жертвоприношения устраивались игры, различные состязания, танцы.
Сюда же по специфике ирландского Лугназада
Нельзя исключать возможность того, что изначально Лугназад был общинным торжеством какой-то одной культурной или профессиональной группы населения. Сказания о боге Луге (Lug), ясно указывают на то, что если не сам праздник, то по крайней мере его название было принесено в Ирландию извне поздними переселенцами. По своей сути Лугназад больше, чем все остальные известные ирландские праздники, соответствовал аграрному циклу. Он отмечался 1 августа - в разгар летнего перегона овец на пастбища - и, таким образом, плохо соотносился с циклом скотоводческим. Скорее он был предвестником созревания зерна, и в этом опять можно усмотреть специфику отношений кельтов с миром сверхъестественного: устраивавшиеся торжества служили гарантией того, что осенью будет собран обильный урожай, и вовсе не являлись проявлением благодарности за дары природы. Понятие благодарности не укладывалось в схему магического культа - общество заранее совершало ритуал, который, при соблюдении всех правил, должен был непременно привести к желаемому результату.
Образ Луга в мифах свидетельствует о том, что этот бог - "новичок" среди ирландских божеств. Он тоже племенной бог, но имеет менее архаический характер, по сравнению со всеми остальными, владеет разнообразным оружием, а его эпитет Самилданах (Samildánach) означает "искусный во многих ремеслах" и указывает скорее на специализацию, чем на покровительство знаниям и творчеству вообще. Имя Луга входило в состав названий многих континентальных городов, в том числе Лугдуна (Lugudunum; современный Лион). В Ирландии центральной фигурой поклонения во время Лугназада был, очевидно, не сам бог, а богиня природы, например Таильтиу, в честь которой он, по одной из версий, и учредил этот праздник, или Маха, почитавшаяся в те времена в Ульстере. Предположение о том, что культ Луга в Ирландию принесли с собой галльские переселенцы примерно в I веке до н. э., пока что ждет исчерпывающих археологических доказательств.
У ирландского августовского праздника было и другое название - Брон Трограйн (Bron Trograin - "Неистовство Трограйна"). Этому божеству, не упоминающемуся в другом контексте, приносились жертвы ради изобилия и плодородия; в нем также можно усмотреть смутный образ племенного бога, которого затмил своим появлением Луг.
Из античных и ирландских источников известно, что календарь, по которому отмечались все праздники, был основан на наблюдениях за луной и исчислял не дни, а ночи. Можно предположить, что выбор даты торжеств был привилегией друидов, решавших, благоприятно ли время для праздника, или исходивших из каких-либо других соображений.
Отредактировано Арн Хеол (2009-04-22 23:52:27)